Банкоматы бывают адаптированными (доступными) и неадаптированными. Адаптированный (доступный) банкомат — это устройство для обслуживания людей с инвалидностью или ограничениями по здоровью. Такие банкоматы могут отличаться размерами, наличием особого программного обеспечения или, например, специальным аудиоразъемом, в момент использования которого банкомат переходит в специальный режим для работы с незрячими держателями карт.
Однако такие банкоматы расположены не везде. С одной стороны, адаптированный банкомат — это необходимость, и попытки найти его для совершения операций понятны и оправданы. С другой стороны, нельзя забывать о безопасности, ведь расположение банкомата имеет очень важное значение. Например, для незрячего клиента выбор между доступным банкоматом, находящимся на улице, и неадаптированным в офисе банка — неоднозначен. Нельзя забывать, что использовать банкомат на улице более рискованно, чем в офисе банка. Если банкомат не адаптирован — попросите помочь вам сотрудника банка, полицейского, другое должностное лицо или знакомого, которому вы доверяете.
При использовании банкомата не забывайте и о других правилах безопасности. Помните, что ПИН-код необходимо держать в тайне, его никогда нельзя сообщать третьим лицам, и поэтому безопаснее использовать те банкоматы, расположение которых не позволяет посторонним людям находиться рядом с вами. При вводе ПИН-кода всегда прикрывайте клавиатуру рукой. Клавиатура банкомата оснащена тактильными метками, что позволяет незрячим пользователям вводить ПИН-код без посторонней помощи. Такие метки чаще всего представляют собой выступы на кнопках, соответствующих цифре 5, клавишам ввода, коррекции и отмены. В некоторых случаях на клавиатуру банкомата наносится шрифт Брайля.
Транзакции, подтвержденные ПИН-кодом, оспорить очень трудно, поскольку по условиям договора, заключаемого с банком при получении платежной карты, ПИН-код не должен знать никто, кроме владельца карты. Если вам нужно снять наличные, но вы испытываете затруднения, не передавайте свою карту и ПИН-код к ней третьим лицам, лучше переведите нужную сумму на карту тому, кому вы доверяете и кто готов вам помочь, попросив этого человека снять для вас наличные. При обращении за помощью соблюдайте осторожность, не прибегайте к услугам, если вам предложили их без вашей просьбы непосредственно у банкомата. Возможно это обычные неравнодушные граждане, но для обеспечения собственной безопасности лучше от такой помощи отказаться.
Будьте внимательны при завершении операций с банкоматом — по окончании операции можно услышать характерный щелчок, свидетельствующий о том, что банкомат вернул вам карту, — заберите карту сразу же, как услышите его, иначе через 30-40 секунд банкомат в целях безопасности захватит карту обратно. Деньги, выдаваемые банкоматом через презентер (отверстие для выдачи наличных), тоже будут доступны в среднем около 30 секунд, по истечении которых банкомат заберет банкноты обратно в так называемую реджект-кассету, которую вынимают из банкомата только при инкассации. Процесс возврата денег может растянуться на несколько дней. В случае, если вы попали в такую ситуацию, немедленно позвоните или лично обратитесь в банк, изложите суть своей проблемы и следуйте инструкциям оператора. Скорее всего, вас попросят написать заявление: от руки или в системе мобильного/интернет-банка. Не переживайте: карту вам если и не вернут, то перевыпустят, а деньги зачислят на счет вскоре после инкассации и пересчета наличных в банкомате.
Случается, что банкомат, издав характерные звуки, не выдает наличных. Обычно так бывает, если в банкомате закончились деньги вообще или купюры необходимого достоинства. В этом случае деньги не списываются со счета. Если же вы получили СМС-сообщение о списании средств, то, как правило, через несколько секунд вам придет сообщение об отмене операции и деньги вернутся на ваш счет.
Однако существует и другая причина, и связана она с мошенническими операциями. В этом случае злоумышленники блокируют окно выдачи денег (диспенсер) с помощью скотча или различных вилок/рогатин. Банкомат может решить, что деньги вам уже выданы и списать их со счета. Такая ситуация встречается редко, но если вы с ней столкнулись — немедленно звоните в банк и следуйте советам оператора.